Театральная постановка создана Ле Корбюзье, Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан. «Staging Modernity» является проектом творческого дуэта Formafantasma, показанный на Неделе дизайна в Милане 2025 года. «Этот проект задуман, чтобы заново пересмотреть устоявшиеся представления о современности, быте и дизайне, исследуя при этом глубокие культурные отголоски этих идей в наши дни». Formafantasma в своем проекте «Staging Modernity» отталкивается от планировки «Salon d’Automne», ключевой вехи в истории современной архитектуры и дизайна. Этот исторический момент ознаменовал стремление переосмыслить домашнее пространство как индустриальное и функциональное «machine à habiter» (машину для жизни), освободив его от пут традиций. Представив мебель из трубчатого металла – Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере в своё время намеренно отделили свою новую современную эстетику от традиционного ремесленного мастерства по дереву...
Этот кардинальный отход от устоявшегося подхода был задуман не только как обновление визуального стиля. Он призван был стать манифестом, воплощением духа современности – передового, индустриального и рационального миропорядка, освобожденного от пут прошлого. Инсталляция «Staging Modernity» не стремится к переосмыслению или идеализации этого исторического момента. Она дробит его на части, словно рассеивая элементы по всему пространству, подобно эскизам или черновикам. Эти фрагменты, как осколки мозаики, отсылают к представлению о некогда целостном, но ныне раздробленном видении. Это своеобразная призма, сквозь которую можно заново оценить идеализированную концепцию современности.
Творчество Ле Корбюзье, Перриан и Жаннере, неразрывно связанное с философией рационализма и прогресса, в интерпретации Formafantasma предстает не как безупречное воплощение индустриального идеала, а как нечто более открытое и пористое. Пространство насыщено изображениями животных, стирая границы между «человеческим» и «нечеловеческим», между современностью и дикой природой. Рациональная машина для жизни трансформируется в природную, дикую экологическую систему. По своей сути, экспозиция «Постановка современности» подвергает критике двойственные противопоставления, сформировавшие фундамент модернистского дискурса: механизированное, рациональное и цивилизованное – с одной стороны; естественное, органическое и дикое – с другой.
Инсталляция задаёт вопросы: что произойдёт, если мы откажемся от этих разграничений? Что случится, когда современность взаимодействует с более широкой экологией, охватывающей не только людей, но и нечеловеческих субъектов, животный мир, экосистемы, а также силу культуры, промышленности и технологий?
Фрагментированное изображение работ Ле Корбюзье, Перриана и Жаннере в «Постановке современности» – это не абстрактное упражнение, а отображение противоречий между мечтами модернизма и реалиями современного мира. Если середина XX века была отмечена решительным разрывом с прошлым, то сегодня мы сталкиваемся с непредвиденными последствиями этого разрыва, когда различия между созданным человеком и природой становятся всё более размытыми.
Благодаря такому подходу Formafantasma предлагает нам взглянуть на модернизм под другим углом — не как на что-то законченное и неизменное, а как на динамичный диалог с сегодняшним днём. «В сущности, – поясняют представители Formafantasma, – «Постановка современности» – это критическое признание заслуг. Она отдаёт дань новаторскому видению Ле Корбюзье, Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан, при этом открывая простор для новых интерпретаций и размышлений».
Полное погружение в атмосферу перфоманса
Посетители, оказываясь в холле театра, получают возможность ознакомиться с историей и развитием коллекции Le Corbusier®, Pierre Jeanneret®, Charlotte Perriand®, следуя по образовательному маршруту, включающему фотографии, видео и исторические материалы, представленные в форме хронологической шкалы.
На сцене, как главные действующие лица, предстают новые лимитированные издания, созданные Cassina в сотрудничестве с Фондом Ле Корбюзье и наследниками Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан. Зрителям предлагается занять свои места и стать участниками инсталляции, разворачивающейся в самом театре, этажом ниже.
Здесь, в зрительном зале, предметы из коллекции Le Corbusier®, Pierre Jeanneret®, Charlotte Perriand® гармонично соседствовали с мебелью из Осеннего салона, воспроизведенной Cassina в аутентичных цветах и материалах 1929 года. На протяжении семи дней, неотъемлемой частью экспозиции станут театральные постановки, срежиссированные Фабио Черстичем, с участием профессиональных артистов.
Основываясь на трех текстах, написанных философом Эмануэле Коччиа, архитектором, писателем и куратором Андресом Жаком, а также архитектором и художником Фейфей Чжоу (terriStories), размышления о влиянии современности и природы – как в идеологическом, так и в материальном плане – рассматриваются более глубоко. Авторы выходят за пределы простого наблюдения и визуального восприятия, охватывая перформативные, слуховые и телесные аспекты, создавая для зрителей полноценный, захватывающий опыт.
«Мне видится, – делится своими мыслями Фабио Черстич, постановщик спектакля, – действо, где хор заполняет собою пространство, вступая во взаимодействие с непривычными предметами. Тела исследуют его конструктивные границы, перестраивая и переосмысливая его предназначение, доводя дело до стирания всяческих различий между человеком, объектом и окружающей средой. Итогом этого станет то, что театр, традиционно привычное место, станет ареной для поэтического общения, где всё может переродиться. Сценическая утопия, в которой физическое присутствие возвращает театру его истинную, глубоко волнующую силу».
В данном случае Cassina следует своей цели – помогать и поддерживать перспективную молодежь, приглашая артистов из местных театральных вузов и студентов Domus Academy, которые смогут посвятить зрителей в суть проекта.
Примечание: в этом перфомансе задействованы культовые экземпляры творений Ле Карбюзье: кресло Basculant, шезлонги Lounger и Chaise Lounge LC4, кресло LC3 Grand Confort и LC2 Petit Confort, диван LC2 Grand Confort и стол LC10 Le Corbusier...