Йозеф Хоффман родился в конце XIX века, а точнее 1870 году в Австрии и как уже становится понятно из заголовка статьи, выбрал нелегкую стезю архитектора, художника и дизайнера. Получив отличное по тем меркам образование, в начале XX века он увлекся стилем ар-нуво, вступив в объединение Венский Сецессион. Благодаря этому, совсем скоро его работы начали принимать все более четкие геометрические очертания и некую угловатость. Но как показало время, Хоффман правильно уловил суть неумолимо надвигающихся тенденций в творческой атмосфере того времени. Таким образом, его авторские произведения, выполненные более ста лет назад, каким бы это странным не показалось, актуальны и по сей день. Более того, вся его стилистика целиком копировалась множество раз другими дизайнерами, а знакомые геометрические очертания можно встретить и сегодня где угодно, от квартир и домов, до офисов и обычных мебельных магазинов. Наследие Йозефа Хоффмана оказало неизгладимое влияние на современный мебельный дизайн в целом.
В 1903 году, поднабравшись опыта и уже имея собственное виденье на развитие дизайна, Йозеф Хоффман становится соучредителем творческого и ремесленного объединения «Венские мастерские». С этого момента начинается новый творческий период в жизни Хоффмана. Взяв за основу стиль арт-деко, он начинает развивать концепцию и, убрав все лишнее, приходит к четкой и строгой геометрии в дизайне. Основой его творчества становится правильный куб, а все работы всего лишь развитие этой геометрической фигуры, в плане цветового решения Хоффман склонялся к использованию темных естественных тонов. В это время его новые работы уже имеют, строгую узнаваемую и по сей день форму, из них убирается все лишнее, и традиции Бидермайера получают совершенно иной окрас. Организация «Венские мастерские» просуществовала почти 30-ть лет, до 1932 года, за это время Хоффман по сути создал новый стиль в дизайне и не только в нем. Он был разноплановым человеком и занимался практически всем – архитектура, дизайн интерьеров и мебели, посуды, тканей, охват его интересов просто поражает. Но при этом его работы не были массовыми, как говорил сам маэстро: «Если нельзя делать прекрасные вещи для всех, давайте создавать их для тех, кто может себе это позволить».
Что касается мебельного дизайна, Йозеф Хоффман не только популяризировал новое прочтение кубизма, воплощая данную стилистику в своих работах, но и разработал ряд новшеств и технических решений, касающихся эргономики и ортопедии. Созданные им модели мебели не просто эстетически привлекательны внешне, но и невероятно удобны, в них просто утопаешь и полностью расслабляешься. В качестве примера приведем несколько его мебельных работ, известных и пользующихся популярностью и поныне. Первое, что приходит на ум, его несравненный дизайн дивана Club – вершина практичности, красоты и комфорта. Эта модель дивана производится и сегодня, естественно, она пользуется немалым спросом, хотя её возраст составляет больше века. Не менее известна мебельная серия Kubus, которую Хоффман разработал в далеком 1910 году, да-да, именно больше 100 лет назад! Предметы из этой серии, что следует из названия, состоят из множества небольших кубиков, которые в итоге и формируют общую композицию моделей. Для того времени это было новаторское экстраординарное авторское решение, сегодня же диван Kubus стал классикой. Вот так неоднозначно развивается дизайнерское искусство, и совершенно невозможно предсказать направление его движения. По сути, Йозеф Хоффман опередил своё время, увидел это самое развитие и дальнейшие тенденции к упрощению форм и минимализму, именно по этому, в настоящее время его мебельные модели всё еще актуальны и очень популярны в широких массах.
Остановимся немного на работах Йозефа Хоффмана в качестве архитектора, ведь он оказал значимое влияние и на современную архитектуру. В качестве примера можно привести одну из его первых узнаваемых работ на поприще архитектурного проектирования, а именно проект санатория в Пуркерсдорфе, который он реализовал в 1904-1906 годах. Естественно, и в данном проекте Хоффман в полной мере воплотил колоссальный потенциал кубизма. В строгих и бескомпромиссных очертаниях фаса санатория сразу ощущается его рука. То же касается и внутренней отделки интерьера, во главе дизайна стоит все тот же куб и различные его вариации – от оформления стен и пола, до мебели и декора. Самым известным архитектурным проектом, реализованным Хоффманом в 1905 году, стал дом-дворец Стокле в Брюсселе. Это поистине уникальное сооружение, ставшее архитектурным памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. В проекте этого дома, автор смог реализовать все свои задумки и концепции в полной мере, при этом, дом как бы продолжает движение извне и охватывает всю окружающую его территорию. Гармоничная композиция из кубических фигур дополняется и подчеркивается прекрасной отделкой фасадов, узнаваемыми цветами в духе автора. Оформление интерьера продолжает внешнюю линию вглубь дома, а особый акцент добавляет мозаичное украшение стен, созданное Густавом Климтом.
Вторую половину творческого пути Йозефа Хоффмана можно охарактеризовать возвратом к неоклассицизму, но с элементами пуризма. Но именно первые и самые известные работы автора оказали огромное влияние на развитие дизайна и архитектуры в целом, остались в истории, и по сей день, популярны в творческой среде, даже сегодня заметные во множестве проектов. Заложенное автором направление по сей день актуально и продолжает развиваться, нотки стилистики Йозефа Хоффман можно встретить в работах множества дизайнерских и архитектурных студий по всему миру. Сами же работы автора уже стали эталоном, их можно увидеть во множестве коллекций и выставочных экспозиций. Например, его произведения выставлены в Австрийском музее прикладных искусств (Вена, Австрия), доме-музее Йозефа Хоффмана (Бртниц, Чехия), музее искусств Д-Орсе (Париж, Франция) и многих других. Что уже говорить о его архитектурных проектах, множество которых можно увидеть на просторах Австрии. Даже сегодня, при все дизайнерском разнообразии окружающем нас со всех сторон, работы Хоффмана остаются узнаваемыми и несомненно притягивают взгляд и внимание.