К великому сожалению Россия не может похвастаться огромным количеством талантливых мебельных дизайнеров, да и не только талантливых. По сравнению со всем остальным миром российских конструкторов мебели или дизайнерских бюро занимающихся этой сферой очень мало, даже если учитывать все постсоветское пространство. В этом материале давайте рассмотрим российские компании и бюро, которые все-таки решились заняться разработкой мебели и достигли некоторых успехов на этом нелегком поприще. Почему в Росси так мало мебельных дизайнеров, какие проблемы сегодня в данной сфере и почему люди предпочитают покупать мебель Икеа, а не разработки отечественных дизайнеров, постараемся ответить на эти вопросы. Ниже представлены 12 ведущих российских компаний в области мебельного дизайна.
12 ведущих разработчиков дизайнерской мебели в России
- Field & Rage – российская компания разрабатывающая и производящая авторскую мебель вручную из массива дерева. Имеет собственные производственные мощности в Подмосковье, купить модели фабрики можно в мебельных магазинах Москвы или на их официальном сайте. Представители компании считают, что в российском мелкоштучном производстве мебели есть две основные проблемы: во-первых, высокая стоимость вхождения в бизнес – аренда, оборудование, зарплата и так далее; во-вторых, что самое главное, не заинтересованность современной молодежи в промышленном дизайне, как следствие отсутствие хорошо обученных и мотивированных специалистов.
- Woodi – перспективное мебельное бюро созданное в Москве в 2011 году и разрабатывающее разносторонние модели в скандинавской стилистике. Мебель Woodi, как и все скандинавское, отличается простотой, функциональностью и спокойными линиями. Красивая и удобная мебель из натуральных материалов для ежедневного пользования и комфортной жизни. Основной проблемой видят все те же проблемы с адекватными производственными площадками, ну и вторая проблема заключается с их точки зрения в трудности реализации авторских моделей.
- Denis Milovanov Workshop – окончив училище на мастера краснодеревщика некоторое время работал по специальности и набирался опыта. В 2012 году решился на создание собственных работ в духе поморских и африканских мотивов, для чего с единомышленниками и основал мастерскую. Основную проблему российского мебельного дизайна видит не в отсутствии дизайнеров, как таковых, а в слабо развитом вкусе отечественных потребителей, они не понимают, зачем платить за авторские работы, есть Икеа и классическая итальянская мебель.
- Archpole – это архитектурное бюро основано в 2008 году и специализируется не только на реализации проектов в сфере проектирования, но и на разработке мебели и предметов интерьера из березовой фанеры и массива дерева, купить изделия можно на официальном сайте бюро. Основная проблема, опять же – это непонимание потенциальных потребителей сути дизайнерской мебели, поэтому бюро приходится искусственно занижать цены на изделия, иначе очень трудно реализовывать продукцию. Получается замкнутый круг, цена может снижаться лишь при более крупных партиях, а чтобы их продавать, надо снижать стоимость, поэтому бюро продает мебель практически по себестоимости.
- Uniquely – архитектурная студия была создана в 2009 году и нацелена сразу на много направлений от проектирования и строительства, до дизайна интерьеров и декорирования, таким образом мебельное направление всего лишь одно из множества. По их мнению, на сегодняшний день, основная и явная проблема мелкосерийного производства мебели, в отсутствии знания потребителей о ней, то есть нужны большие бюджеты и площадки для донесения информации. Сегодня существует сектор элитной дорогой мебели и дешевой широкого потребления, а если кто-то хочет купить, что-то интересное и по разумной цене, то опять же идет в Икеа.
- Fineobjects – студия создана Сергеем Семёновым в далеком уже 2008 году, идея запустить производство собственных мебельных разработок возникла в 2010 году, вначале только для собственных потребностей, а ныне и для широкой публики. Сергей считает, что российским дизайнерам мебели совершенно не стоит конкурировать с Икеа, у них другая целевая аудитория, Икеа – это просто, красиво и недорого, а у дизайнеров – ярко, красиво и правда дороже. А дороже по двум причинам: во-первых, не организованные каналы продаж, магазины делают наценку сто и более процентов, полагая, что это дизайнерская мебель, она по определению дорогая, и люди не просто не покупают. А вторая причина уже была озвучена, из-за низких продаж невозможно снизить себестоимость производства и конечную цену.
- Студия Alexander Kanygin – архитектор Александр Каныгин основал свою студию в Санкт-Петербурге, основным направлением является конструирование дизайнерской мебели из массива дерева, но так же большим спросом пользуются столы и светильники из пластика в форме животных. Он озвучивает все вышеперечисленные проблемы дизайна мебели в России и выхода из этих проблем пока не видит. Его студия в своей работе делает больший акцент на создание новых авторских моделей, чем на развитие серийного производства уже созданных.
- Архитектурное бюро Ивана Овчинникова – чем в основном занимается Сергей видно из названия его бюро, но мебельный дизайн еще одно из увлечений. Он считает, что у российского дизайна есть перспективы, только надо упорно и кропотливо работать над его развитием. В качестве проблем, он выделяет два направления: первое – уже озвученная, это низкая культура потребителей в художественном и эстетическом плане, покупателей надо воспитывать. В России бытует культ дорогой классической мебели, а если кто-то склоняется к покупке дизайнерских экземпляров, то предпочитает заказывать такую мебель за границей, просто не зная о российских конструкторах. Вторая проблема, это малоразвитость отечественной школы и отсутствие преемственности, дизайн мебели это относительно молодое направление и отечественная школа просто не успела сформироваться, обрести собственные черты и традиции.
- Проектное бюро «КБ» – данная мебельная мастерская располагается в далеком Владивостоке и известно детальной проработкой своих проектов. Все подробности и тонкости работы они выкладывают на своем сайте со всеми деталям, чтобы поделиться наработками со всеми. С их точки зрения, основная проблема в этой сфере заключается, по сути, в кустарности отрасли, то есть в полном смысле отсутствии российской школы дизайна мебели. Нет никакой базы, нет собственного узнаваемого стиля, именно поэтому о российском мебельном дизайне никто не знает в мире, он не развивается, в отличие от того же итальянского, британского или скандинавского.
- Industriart – основатели бюро Кирилл Королёв и Дмитрий Борев развивают направление мебельного дизайна с 2009 года, хотя это не единственное чем занимается бюро. Кратко стилистику их творений можно охарактеризовать как лофт, сами же они его называют индустриальный хардкор. Они считают, что сегодня в российском мебельном дизайне нет больших проблем, рынок совсем не конкурентный и имеется огромный потенциал для развития, благо можно при желании обучаться, необходимой информации очень много. По сравнению с той же Западной Европой широчайший фронт для развития и продвижения своего бизнеса. По поводу низкого спроса они замечают, что это скорее проблема качественного менеджмента, чем хорошего дизайна, такие проблемы у любого бизнеса, только выходящего на рынок.
- Студия NardDecor – специализируется на производстве штучной авторской мебели ручной работы, собственных разработок и реплик известных моделей. Они выделяются на общем фоне в постановке главной проблемы российского дизайна мебели, по их мнению – это крайне неэффективная организация логистических служб в России. Это касается, как поставок необходимого для производства сырья и материалов, так и доставки готовой мебели заказчику. Все логистические процессы запутаны, доставка затягивается, сроки срываются.
- TorySun – последний производитель дизайнерской мебели в нашем списке, но не последний на российском рынке. Компания создает и производит оригинальную мебель в Белгороде, главным вдохновителем и конструктором мебельной линейки является промышленный дизайнер со стажем Андрей Пушкарев, а также его сын Руслан. Благодаря двадцатилетнему опыту работы Андрей в большинстве своем соглашается с вышеперечисленными проблемами, но считает, что перспективны развития российской отрасли авторской мебели, весьма лучезарны, просто надо непрестанно развиваться и впитывать новые идеи и тогда все рано или поздно наладиться.
Подводя итог, без всякой скромности можно утверждать, что мебельный дизайн в России есть и вполне неплохо развивается, набирая динамику. Все больше появляется интересных авторов и специализированных бюро во всех уголках страны, а не только в Москве и Санкт-Петербурге. Имеются, конечно, некоторые проблемы, но это вполне естественно для нового направления для целой страны, хотя и прошло почти тридцать лет с появления отрасли, это очень маленький срок, отечественная школа еще не успела полностью сформироваться и обзавестись собственными традициями, неповторимым российским стилем и узнаваемость на мировой арене. Но все еще впереди, новые поколения обращают внимание на это направление и с интересом увлекаются.