В чем же заключается секрет популярности мадридского дизайнера Хайме Айона? Почему влиятельные издания и журналы используют в отношении его персоны такие громкие эпитеты как «создающий дизайн современности» и «самый влиятельный дизайнер мира»? Карьера Jaime Hayon пошла в рост в 1997 году с работы в известной итальянской компании Benetton Group, где он занимал должность директора отдела дизайна по 2003 год. Одновременно с основной работой Хайме с 2000 года начал развивать собственные дизайнерские проекты и вполне успешно, которые в итоге переросли в нечто большее, и в 2003 году он уходом из корпорации и открывает собственную студию дизайна. Казалось бы, вполне банальное и привычное начало творческого пути для начинающего дизайнера, но не для Айона. Многовекторность и бурный энтузиазм были заметны изначально, параллельно он успевал курировать множество выставок и участвовать в них как художник. В итоге, работы молодого дизайнера и художника уже украшают экспозиции ведущих музеев и галерей мира – Лондонский музей дизайна, Венский музей искусств и ремёсел, Цент Помпиду в Париже, Гронингенский музей, Vivid и Aram Gallery, а так же множества менее известных выставочных залов по всему миру.
Секрет успеха – авторский подход во всём!
Несомненный талант и неординарный стиль Хайме впервые проявился и был замечен на выставке «Средиземноморское цифровое барокко», которая проходила в известной лондонской галерее Дэвида Гилла. Его экспозиция, оформленная в духе постмодернизма, была по достоинству оценена зрителями и критиками – глянцевые керамические кактусы флуоресцентных расцветок спорили за место под солнцем с блестящими образами фигур свиней и гусей, заканчивался этюд фоном в духе Пабло Пикассо. Этот эксперимент определил дальнейшую творческую карьеру Хайме, как состоявшегося дизайнера. Его работа для этой выставки обозначила приемы, которыми он пользуется, по сей день – глянцевые поверхности, текучие формы и объемы, совмещение натуральных и искусственных материалов, историческая преемственность и современная цифровая эстетика. В качестве материалов Айон предпочитает работу с натуральными материалами, используя их в непривычной форме – дерево, керамика, металл.
Его творчество постоянно пересекается с желанием создать свою собственную вселенную, это отражается в нетипичном подходе к дизайну и вполне профессиональном отношении к своей работе. Таким образом, Хайме пытается, и вполне успешно, как, оказалось, сочетать в своём творчестве художественный и реалистичный подход. Применяя весь накопленный опыт в своей работе, отодвигая границы – он создаёт свой фантастический мир на пересечении с реальностью, который рассказывает свою замкнутую историю, окружённую деталями и иллюзиями. Использование подобных приёмов, позволило Jaime Hayon совместить современное искусство и традиционные стили отделки, создавая в итоге что-то новое, но, тем не менее, неизменно вызывающее эмоциональную реакцию и подвигающего зрителя к участию.
Дизайн интерьеров – не без иронии
Может показаться, что столь экстравагантный подход к творчеству может оттолкнуть внимание заказчиков? Нет, обстоятельства сложились по другому, как раз подобные решения в дизайне привлекли к себе внимание множества luxury-брендов и элитных компаний со всего мира. Заказы посыпались, как из рога изобилия, например, шикарный проект для женевского салона Faberge в полной мере отразил подход автора к дизайну – сочетание минимализма в оформлении, грамотно подобранной геометрии и цветовых решений. Применение в отделке сопутствующих дорогих материалов – конечно, только довершили общую концепцию. Каррарский мрамор, использованный в отделке салона, уравновешивает постмодернизм и органично вписывается в классическое оформление, дополняя его цветовым спокойствием.
Другим экспериментальным проектом Айона стала разработка интерьера для мадридского ресторана La Terraza Del Casino – в его интерьере дизайнер прекрасно совмещает традиционный и современный подход. Можно смело утверждать, что проект получился весьма интересным и неординарным, современное прочтение классики, создающее атмосферу «Алисы в стране чудес». Интерьер ресторана оформлен в мягких бело-голубых тонах, а массивные колонны напоминают огромные шахматные фигуры, расставленные на клетчатом полу. Как признаётся сам Айон «ресторан La Terraza Del Casino стал для меня экспериментальной площадкой, где гармонично сочетаются высокая кухня и дизайн как искусство». Без всякого сомнения, владельцы остались довольны подобным авторским экспериментом Хайме Айона, ведь La Terraza Del Casino пользуется неизменным успехом даже у самых привередливых и избалованных посетителей.
Для дизайн-проекта оформления кувейтского ювелирного салона Octium известный дизайнер использовал инновационный подход. Все предметы присутствующие в обстановке и отделке салона имеют плавные текучие формы и контрастную фактуру – сочетание глянцевых и матовых поверхностей, полированное дерево, мягкий текстиль, стекло и золочение. Вся продукция салона выставлена не в привычных витринах, а в причудливых колоннах вырастающих прямо из поверхности демонстрационных столов. Как уже говорилось, все элементы отделки и мебельной обстановки имеют плавную форму, гармонично перетекая и дополняя друг друга. В целом, дизайн салона Octium чем-то напоминает футуристический интерьер будущего, как себе его представляли в 50-60-х годах прошлого века. Чего только стоит дизайн главного выставочного стола необычной формы, подстолье которого представляет собой набор разных перекрещивающихся ножек.
Дизайн выставочных экспозиций
Помимо интерьерных проектов Хайме Айон активно занимается оформлением выставочных экспозиций для различных компаний. Так в 2017 году он создал дизайн павильона для мебельной компании Wittmann на выставке в Милане. Для не менее известной фирмы Caesarstone он разрабатывает экспозицию под названием «Люди каменного века» в итальянском Palazzo Serbelloni. В оформлении данного павильона по максимуму используются различные сочетания натурального камня и витражного стекла. Хайме Айону удалось передать фантастический дух, наполненный животными, европейскими сказками и традиционными мифами. В целом, для оформления экспозиции было использовано больше 40 узнаваемых цветов и текстур Caesarstone. Стоит отметить, что это только два ярких примера из последних работ дизайнера, Хайме имеет приличное портфолио в данном направлении, так как плотно занимается выставочной деятельностью долгие годы.
Мебель, освещение и предметный дизайн Хайме Айона
Испанский дизайнер в немалой степени проявил свой авторский подход и неповторимый стиль в предметном дизайне, его работы в этой сфере также заслуживают пристального внимания. Экстравагантная люстра Sparkle Shady создана дизайнером по заказу бренда Swarovski и состоит из комбинации подвесов различной формы и размера, при этом общая композиция не имеет фиксированной структуры. Такое решение дает возможность при необходимости менять расположение и высоту абажуров, что соответственно меняет и освещение. С другой стороны, имеется и второе преимущество, световую композицию можно расширять и изменять по желанию, добавляя в неё предметы и других наборов. Тоже касается и самих абажуров – есть два варианта, изготовленные с использованием кристаллов Swarovski и выполненные в натуральной коже.
Новая линейка светильников Copa Cabana созданная командой Хайме Айона для бренда Metalarte. Вся коллекция изготавливается из керамики с различным глянцевым покрытием – хром, золото, медь, черная и белая эмаль. В серию входят все типы осветительных приборов – подвесные светильники, бра, торшеры, а также люстры с различной комбинацией абажуров. Еще одна интересная работа, исполненная Хайме для датского бренда Fritz Hansen – это оригинальный диван Favn, не путайте с фавном из мифологии римской империи, на датском языке это означает «объятие». Так описывает своё творение сам автор – у меня было желание создать диван по принципу раковины, с жестким панцирем, но нежная и комфортная внутри. Форма дивана должна обхватывать человека, погружать в себя и обволакивать.