Перед тем как переходить непосредственно к сути вопроса, необходимо определиться с тем, чем же отличаются три таких понятия как – оригинал, копия и реплика. Итак, и без сложных объяснений понятно, что означает термин «оригинал». Это уникальная вещь, скажем так оригинальная, хоть и получается тавтология. Первоначальный концепт предмета, единственный и неповторимый, чаще всего запатентованный. Копия – это именно зеркальное отображение оригинала, с той же конструкцией, материалами и технологией производства. Чаще всего копию очень трудно отличить от оригинала, естественно, если она хорошо исполнена, по качеству копию также мало чем отличается или не отличается вовсе. Что касается термина «реплика» – то это уже нечто иное, можно сказать, что реплика – это творческая переработка оригинала, то есть конструктор только вдохновлялся оригиналом при создании его реплики. Естественно, необходимо понимать, что реплика при этом похожа на оригинал, иначе любую мебель одного типа можно называть репликами.
Вся суть создания нового, в творческом копировании старого
Создание чего-то нового – это всегда творческая переработка чего-то придуманного человечеством до этого, скажет так, дизайнер пропускает накопленный опыт через призму своего опыта и виденья и создает новую вещь, удачно или нет, это уже другой вопрос. Так через череду успехов и неудач и рождаются шедевры. В пример можно привести часть мебельного ассортимента известного магазина Икеа, множество моделей, продаваемых в этой сети, удачное переосмысление и переработка мебельных концептов созданных разными дизайнерами в ХХ-м веке. При этом, так как производство Икеа серийное и объемы продаж колоссальные, эти модели стоят в десятки раз дешевле придуманных когда-то оригиналов.
Часто, работы разных дизайнеров очень похожи, это вызвано в первую очередь тем, что в качестве образца был взять один и тот же оригинал. А также тем, что в разные временные периоды, набирают популярность какие-то концепты и идеи, и различные дизайнеры, вдохновленные этим, создают похожие модели – это, по сути, и есть реплики. На первый взгляд это не очень хорошо, но на самом деле, в этом есть несомненный плюс. В творческой конкуренции рождаются совершенные модели, всегда, среди похожих моделей выделяется ряд действительно оригинальных и совершенных, и они в итоге и остаются в истории, становятся символами времени и стиля. Также отметим, для полного понимания сути вопроса, создать копию оригинала не так сложно, это может сделать по минимуму подготовленный специалист, а вот сделать интересную реплику уже не так просто, тут уже потребуется творческий подход.
Оригинальные, интересные и действительно инновационные модели патентуют и в дальнейшем налаживают штучное или серийное производство, в зависимости от спроса. Патент дает эксклюзивное право на изделие и выдается на 15 лет с возможностью дальнейшего продления, его можно продать или оставить в наследство, а также передать право производство по лицензии. Известные дизайнеры часто сотрудничают с солидными мебельными фабриками, разрабатывая определенные модели по их заказу с правом или без права передачи патента. Многие крупные фабрики владеют правами на производство эксклюзивных моделей мебели даже после смерти их создателей. Например, Компания Cassina из Швейцарии располагает правами на творения Ле Корбюзье и Чарльза Макинтоша. Это обычная практика и многие фабрики выпускают патентные модели или предоставляют право на выпуск по лицензии другим производителям.
В реальности все сложнее встретить оригинальные модели мебели
В настоящее время сектор производства дизайнерской мебели претерпел значительные изменения по сравнению с ситуацией в прошлом столетии. К большому сожалению, появляется все меньше интересных и оригинальных идей, в основном небольшие и средние производители мебели сосредоточили свои усилия на создании хороших копий известных моделей и, собственно говоря – реплик. Конечно, качественная реплика это великолепная мебель, но уровень разработки инновационных моделей, совершающих революцию на рынке и остающихся во времени, значительно сократился. Отметим, что небольшие мебельные цеха и фабрики, стараясь максимально снизить себестоимость, при производстве реплик сильно упрощают изначальные конструкции и используют более дешевые материалы. Поэтому, хотя визуально модель получается весьма похожей на оригинал, качество страдает, но цена становится на порядок ниже. Чтобы купить действительно хорошую реплику дизайнерской мебели, лучше выбирать из среднего ценового диапазона, предварительно подробно изучив конструкцию, материалы и технологию изготовления. Помните, что если используется термин «реплика» – это не значит, что изделие плохого качества, все зависит от производителя. Часто бывает, что качество и дизайн модели даже лучше, чем у оригинала. Реплика – это не плохая копия, а творческая переработка оригинальной модели, так что ищите, оценивайте, анализируйте и покупайте прекрасные реплики не менее прекрасной дизайнерской мебели!