Знаменитые архитекторы не довольствовались только проектированием различных сооружений, они неустанно проявляли себя во всех сферах дизайна, разрабатывая самые невероятные модели столов, стульев, светильников, диванов, кроватей и декоративных предметов, многие из которых сегодня стали настоящими эталонами дизайнерского промышленного искусства. Будь-то пуфик или скамейка, через них они воплощали в реальность свои творческие идеи. Возможно, они просто хотели увидеть результаты своего труда ещё при жизни, ведь на создание живого стола в материале тратится не сопоставимо меньше усилий и времени, чем на возведение небоскреба!
Далее представлены некоторые знаковые стулья, созданные легендарными архитекторами с мировым именем. И совсем не важно, что они создавались уже в прошлом веке, даже сейчас все представленные в данной подборке стулья выглядят более чем изысканно и современно. По сей день их можно купить – от высококачественных репродукций до совсем дешевых копий.
Стулья архитектора Фрэнка Ллойда Райта
Фрэнк Райт желал держать под контролем не только общую конструкцию и внешний облик разрабатываемых им зданий, но и их внутренне содержание. Потому он в совершенстве освоил искусство адаптации мебели, в итоге сделав её неотъемлемой органичной составляющей самой внутренней архитектуры. К тому же он разработал концепцию практичных модульных элементов, каковые жильцы дома при необходимости легко приспосабливали к своим потребностям.
В итоге Райт отказался от популярных на тот момент стилей в пользу вневременного единства и согласованности в дизайне. Он создавал мебель, которая подстраивалась под пространство, а не наоборот. Таким образом он стремился создавать как можно более универсальные модели мебели, старались спроектировать её так, чтобы она подходила к любому окружению.
Как архитектор, Фрэнк Райт видел в разработке своих моделей стульев некий профессиональный вызов для себя. Его мебель была простой по форме и изготавливалась в массовых количествах с использованием конвейерных линий, что делало его разработки недорогими по стоимости и общедоступными. Более того, Фрэнк вполне обоснованно считал, что использование машинного производства может сделать его дизайн только лучше и продвинуть его в широкие массы.
Стулья архитектора Чарльза Ренни Макинтоша
Вытянутый изящный стул Mackintosh Hill House, разработанный шотландским архитектором и дизайнером Чарльзом Ренни Макинтошем, изначально был окрашен в светлый оттенок и использовался в качестве декоративного элемента, а не для сидения. Он создавался по заказу известного и влиятельного в то время издателя У.Блэки в начале прошлого века, оригинальная модель стула и по сей день украшает спальню семейного поместья в городе Хеленсбург.
Архитекторы модернисты и модернистские стулья
К середине 20-го столетия на смену пришла новая волна мебельных дизайнеров-модернистов, которые выступали категорически против идеи виденья мебели исключительно в качестве декоративного предмета для украшения интерьера. В противовес этому, они начали продвигать свою концепцию массовой мебели, довольно безликой внешне, но на все случаи жизни. Большое значение для модернистов имели актуальные технологии и их широкое применение в мебельном производстве. Дошло до того, что адепты дизайнерской школы Баухаус всерьёз считали машины технологическим развитием рук. Действительно, хотя на начальных этапах развития школы вся мебель была ручной работы, концепция была направлена именно на машинное производство.
Знаменитый стул Tulip One Chair, разработанный финским архитектором Ээро Саариненом в 1956 году и изготовленный компанией Knoll Associates, является незабываемым шедевром мебельного дизайна своего времени. Стул «Тюльпан» имеет сиденье из армированного стекловолокном пластика, парящее на одной ножке. Хотя на первый взгляд и создаётся ощущение, что стул сделан как единая конструкция из литой пластмассы, но это не так – ножка изготавливается из алюминия с отдельным полимерным покрытием. Этот стул доступен в самых разнообразных цветах.
Кресло Barcelona архитектора Мис ван дер Роэ
Кресло, разработано известным архитектором Мис ван дер Роэ специально для демонстрации на Всемирной выставки, проходившей в Барселоне в 1929 году. Модель имеет хромированный стальной каркас и подушки в обивке из натуральной кожи, подвешенные на него с помощью прочных ремней. Приверженцы Баухауса всегда заявляли, что хотели создать функциональную, массовую мебель для рабочего класса, но кресло «Барселона» было чересчур дорогостоящим и обладало слишком сложной конструкцией для массового производства. Ирония состоит в том, в итоге кресло Barcelona было специально изготовлено на заказ для испанской королевской семьи.
Тем не менее, по-прежнему кресло Barcelona считается произведением модернизма, созданием этого кресла Мис ван дер Роэ провозгласил принципиальный творческий манифест. Он наглядно продемонстрировал, как при помощи конструктивного подхода к проектированию мебели, можно превратить вполне себе функциональные предметы обихода в скульптуры.
Нонконформистский стул архитектора Эйлин Грей
Ещё одним известным дизайнером-модернистом, популярным в 20-30-х годах прошлого столетия, стала Эйлин Грей. По окончанию изучения архитектуры в университете она открыла в Париже студию дизайна, специализирующуюся на создании ковров, ширм, гобеленов и невероятно популярных в то время лаковых поделках. У знаменитого нонконформистского кресла Эйлин Грей наличествует единственный подлокотник. Идея такого необычного решения заключалась в том, чтобы владелец этого стула мог комфортно отдыхать в любой любимой позе. Естественно, второй подлокотник в таком случае стал бы непреодолимой преградой, настоящей неуместной помехой.
На заре становления и развития современного мебельного дизайна, модернисты были уверены, что вся конструкция мебели определяется в первую очередь выполняемыми ей функциями и технологией производства с учётом материалов изготовления. Они сводили всю конструкцию мебели к её основным базовым элементам, минимизируя их количество насколько это возможно, избегая украшательства и лишних деталей. Помимо этого, модернистские модели мебели обычно выполнены в однотонных нейтральных расцветках, а зачастую и просто в монохромных цветах.
Стул Wassily и Cesca архитектора Марселя Брёйера
Архитектор венгерского происхождения Марсель Брёйер был руководителем мебельной студии в легендарной школе Баухаус. История рассказывает, что он увидел руль, когда ехал в школу на велосипеде, и у него возникла идея создать мебель из стальных труб. Считается, что так в 1925 году на свет появился знаменитый стул «Василий», названный в честь русского художника-абстракциониста Василия Кандинского, который был его другом и часто захаживал в мастерскую. Сейчас Марсель Брёйер в большей степени известен публике как дизайнер, чем архитектор.
Ещё один его стул с плетёным сиденьем под названием Cesca, может быть был не так известен в своё время, в отличие от других работ дизайнеров Баухауса, но сегодня его дизайн получил широкое признание. В коллекции Музея современного искусства выставлен оригинал этого стула от 1928 года. Множество реплик данного стула в настоящее время имеют плетение сиденья из пластика вместо натуральной обивки, поэтому стул Cesca продаётся в широком диапазоне цен.
Стулья почтенной четы дизайнеров Чарльза и Рэй Имз
Чарльз Имз и Рэй Имз изменили стулья, на которых мы сидели и продолжаем сидеть дома, в офисах и ресторанах в любой точке мира. Стулья из литой пластмассы и стекловолокна пришли на смену моделям начала 20-го столетия и получили массовое распространение во многих сферах повседневного быта целых поколений. Даже если вам не знакомо это имя, вы наверняка хоть раз в своей жизни сидели на стуле, спроектированном американскими дизайнерами по фамилии Имз.