Почему же тогда редко какая из российских мебельных компаний планируя свой бюджет включает в него затраты, связанные с дизайном создаваемых изделий? Это объясняется тем, что для них основной путь инвестирования в дизайн – элементарное пиратское копированой дизайнерской мебели. Как минимум, уже 15 лет это явление имеет место в мебельной сфере, сегодня уже образовался внутренний рынок конкурентов – российских предприятий.
Ведь сегодня все делается просто – берется билет на самолет до Кельна или, допустим, Милана. Через 3-4 часа – Вы на месте. Все! Проблемы Ваши решены. Но тут идет речь не только об отсутствии этики в случае «клонирования» западных разработок, дело еще в следующем: это приводит к появлению массы товаров-близнецов на российском рынке. Однородность опасна тем, что препятствует развитию, приводит в тупик. Конкуренция в ценообразовании не всегда дает желаемый эффект, например, немецкую фирму «Welle» копируют более десяти российских компаний. Все более актуальным становится ВТО, означающее необходимость цивилизованного ведения бизнеса.
Российские дизайнеры – кто они?
В России дизайнеров готовят Московский Государственный Университет имени Строганова и Санкт-Петербургская Художественная Академия. Эти ВУЗы выпускают по 10 дизайнеров в год. Из этой двадцатки хорошо, если остается работать по профессии один-два человека на всю страну. В последние годы владельцы предприятий все больше склоняются к сотрудничеству с профессиональными дизайнерами, они нередко обращаются в ВУЗы, «заказывая» себе специалиста. Не все пока, к сожалению, понимают: недостаточно нанять молодого талантливого дизайнера, ведь, скорее всего, он через год, а то и раньше, сбежит с фабрики.
Но почему? Потому что дизайнеры и руководители редко понимают друг друга. Молодой художник приходит на предприятие, фонтанируя идеями и горя желанием создавать принципиально новое и оригинальное. У топ-менеджера или владельца завода чаще всего насущной проблемой становится получение быстрых доходов при минимизации денежных затрат. Для примера, в 90-х годах срок оборачиваемости капитала был 1-2 месяца, а уровень прибыли составлял 100-200%!
Какой можно найти выход из такой ситуации? Создать новую специализацию – дизайнерский менеджмент. Подобной специальности в России пока нет. Соответствующее учебное заведение уже есть во Франции. На сегодняшний день выходом может стать привлечение к работе профессионального архитектора-дизайнера, имеющего опыт работы на рынке, разбирающегося в обеих областях.
Альянс: Дизайнерское бюро – Производитель
Так сложилось, что у нас к дизайнеру обращаются, как к владельцу волшебной палочки. «Мне нужно что-нибудь этакое» – это обычное пожелание заказчика. Да, еще требуется непременная 100% гарантия продаваемости. Некий элемент инфантильной наивности вообще характерен для загадочного русского человека. Зная это, мы внимательно выслушиваем, разговариваем, обсуждаем. Мы сами подготавливаем все необходимые бумаги. На предварительные переговоры и согласования обычно уходит несколько месяцев.
С одной стороны, редкий заказчик четко осознает, в какие суммы выльется создание новой коллекции. В этом процессе оплата работы дизайнера – не самая крупная статья расходов. Надо учитывать разработку, создание опытных партий изделий и выставочных образцов; в случае активного внедрения на рынок – необходимая рекламная поддержка; переоснащение выставочных залов, promotion и пр. Исходя из нашего опыта, для компаний, имеющих обороты до 6 млн $/год, это суммы – порядка 300 тысяч долларов.
С другой стороны, заказывая создать дизайн отдельных объектов (шкаф, диван или кресло), заказчик рассчитывает на быстрый рост объема продаж. И напрасно, ведь, как правило, такой несмелый тактический ход – подобие латания дыр. Есть еще такой аспект: всем хочется «отстроиться» от конкурентов. Вроде бы, для этого мы им и нужны. Однако в техническое задание практически все заказчики включают условие: минимальное влияние на имеющиеся технологические процессы. Это означает, что дизайнера заранее просто обезоруживают.
Единственным способом избавления от обезличенности может стать Стратегический дизайн, куда входят: мониторинг рынка, изучение новейших разработок материалов и инновационных технологий, рассматриваются разнообразные методы «подачи» на рынок и брендовые концепции. Как видим, компания, с одной стороны, закладывает основы своей будущей маркетинговой системы, с другой стороны – прототип будущей продукции. Именно прототип, аккомодированный к конкретному производственному предприятию, с непременным учетом практически всех возможностей клиента – кадровых, технико-технологических, финансовых и пр.
Прогноз на мебельный рынок: каким он будет через 10 лет?
Уже сегодня ситуация начала серьезно меняться, а в ближайшие годы появятся и начнут развиваться авторские мебельные студии. Что и говорить, создать свою студию непросто, ведь нужно начинать все с нуля, поскольку для России такой бизнес является абсолютно новым. Секреты мастерства западные специалисты хранят зорко, в лучшем случае, проведут для Вас экскурсию за немалые деньги. Однако игра стоит свеч, ведь совершенно очевидны материальные и моральные выгоды собственного дела.
Свою нишу на рынке займут и дизайнеры-одиночки, правда, не самую большую. Одиночки неминуемо будут проигрывать в конкурентной борьбе студиям, фрилансеру работать намного сложнее, чем команде профессионалов. Кроме того, крупные заказчики одиночкам доверяют меньше. К услугам «свободного художника» обратится, скорее, частный клиент, пожелавший обзавестись эксклюзивной мебелью для дома или офиса. В западных странах случаи, когда крупная фабрика берет на вооружение идеи художника-одиночки, довольно нередки, но это касается в основном знаменитых брендов.
Сейчас в мире обозначилось новое интересное направление: дизайн становится для промышленных предприятий понятием, по сути, интегральным, включая в себя коллекции, модельные ряды, рекламные буклеты, оформление выставочных залов и т.п. У отечественного производителя мебели, безусловно, имеются большие перспективы. Новые руководители, качественно подготовленные, приходят на смену управленческому персоналу 1990-х годов, да и из старой гвардии управленческий персонал успешно получает дополнительное образование, и поощряют учебу своих сотрудников. Пока, на выставках в Милане и Кельне россияне торгуют не отечественным Дизайном, а лишь критерием цена/качество.