Однажды у Клаудио Лути, руководителя миланской выставки Salone del Mobile, спросили – как итальянский дизайн справляется с наступающим Китаем и подъемом дизайнерской отрасли в различных частях света? На что он спокойно ответил: «Конечно, конкуренция в этой сфере неустанно растет, в мире постоянно увеличивается количество прекрасных, талантливых дизайнеров из разных стран, но только в Италии существует настоящая индустрия дизайна, и это неоспоримый факт. Только итальянские производители знают, как эффективно работать с дизайнерами, как правильно воплощать их идеи, реализовывать и продавать результаты их творчества». С этим утверждением можно соглашаться или нет, но по сей день львиная доля дизайнерских разработок для дома производятся в Италии – мебель, свет, отделочные материалы – во всем итальянские бренды имеют вес и занимают лидирующие позиции. Именно из Италии расходятся по миру модные тренды и тенденции.
Когда же и каким образом итальянцы смогли подвинуть с дизайнерского Олимпа немцем с их школой Баухауса, французов с инновационными стандартами Ле Корбюзье или финнов с их прорывным Альваром Аалто? Движение в этом направлении началось после окончания Второй мировой войны, когда вновь стала возрождаться итальянская промышленность, строительство и деловая активность. В это же время наблюдается бурная миграция населения из деревень и маленьких городков Италии в крупные центры – Милан, Турин, Геную, вместе с тем к этому процессу присоединился взрывной рост рождаемости. По статистике, всего за 15 лет порядка 10 миллионов итальянцев переехали жить в крупные города и их пригороды, и всем этим людям вдруг понадобилось жилье и вместе с ним удобства цивилизации. Новые жители городов довольно быстро привыкли к городскому комфорту, а потребление продолжало расти и итальянские промышленники с удовольствием удовлетворяли эту потребность. При этом качество и удобство продолжали расти, рынок предлагал все новые и новые товары и изделия.
С середины 50-х годов уровень жизни рядового итальянца продолжал неустанный рост, чтобы не быть голословными, приведем простой пример. Если в 1955 году только 3% семей был холодильник и лишь у 1% собственная стиральная машинка, то к 1975 году эти цифры стали 94% и 75% соответственно, что тут можно еще добавить, цифры говорят сами за себя, потребительский спрос был просто чудовищный, как и сопровождавший его рост итальянской экономики. Вместе с этим, людям уже стало совершенно недостаточно просто купить мотороллер, холодильник или шкаф. Хотелось чего-то неординарного и броского, даже в жизнь простого обывателя начали потихоньку проникать вещи, созданные уже дизайнерами, а не обычный ширпотреб. Рост экономики и высокий спрос, создали тепличные условия, и они не преминули превратиться в ростки, давшие бурную поросль молодых перспективных дизайнеров в Италии.
Помимо всего вышеперечисленного были и другие факторы прекрасно вписывающиеся и подкрепляющие сложившиеся обстоятельства. Италия издавна занимала особое место в развитии промышленности всей Европы и славилась своими ремесленниками с вековыми традициями, в частности это касалось работы с деревом и создания мебели. Да, пока они еще были обычными кустарями, умеющими делать прекрасные вещи поштучно, но опыт есть опыт, тем более настолько колоссальный, так что их дети уже применили современный подход и потихоньку начали внедрять массовое промышленное производство мебели. Как результат, с конца 50-х годов мы можем наблюдать рождение новых компаний, которые и по сей день являются известнейшими во всем мире брендами и представляют итальянский дизайн на рынке. А ведь все начиналось чуть ли не гаражного поштучного производства, за каждым именем стоит человек.
Как говорится, кадры решают все, это стало еще одним фактором, способствующим взлету итальянского дизайна на мировой Олимп. Италия традиционно богата великолепной архитектурой и соответственно архитекторами, которые её возводят. Уровень образования в этой области также находится на прекрасном уровне, а архитектурный факультет имеется практически в каждом университете. Довоенное и военное время не позволяло реализоваться огромному количеству молодых архитекторов, некоторые были вынуждены прервать обучение и доучиваться уже только после окончания Второй мировой. Таким образом, в послевоенное время сложился целый пласт профессиональных и хорошо обученных специалистов, которые просто жаждали проявить себя. Поэтому они с превеликим удовольствием сотрудничали с мебельными фабриками, брались за любую творческую работу – делали выставочные стенды, проектировали модели унитазов, создавали интерьеры магазинов. Творческий подъем и желание создавать были настолько велики, что даже Джо Понти с удовольствием начал заниматься проектированием вилл, проработкой интерьеров круизных лайнеров, дизайном кофемашин и предметов мебели.
Именно удачно сложившееся сочетание вышеперечисленных факторов, опыт, свежие идеи и пыл молодых специалистов позволили итальянскому дизайну вырваться на первые позиции и занять достойные позиции в индустрии дизайна. Даже спустя семьдесят лет, аккумулируя и наращивая опыт, итальянский дизайн не сдает своих позиций и по-прежнему предлагает не только высокую функциональность и содержание, но и пока не кем непревзойденные облик и форму. И снова несколько значимых цифр, чтобы подкрепить все вышесказанное конкретикой – в 2019 году знаменитую мебельную выставку Salone del Mobile.Milano посетило полмиллиона человек из почти 200 стран, и это в течение всего шести дней, Италия вновь побила собственный рекорд! Таким образом, если вновь услышите от кого либо, что итальянский дизайн уже не тот, приведите в качестве аргумента эти цифры. Дизайн в Италии жил, жив, живет и прекрасно себя чувствует!