Функционализм в дизайне мебели

Окружающее пространство и предметы всегда привлекали внимание дизайнеров, особое внимание они уделяли мебели...

Повсеместно считается, что «хороший» дизайн отличает рациональность и разумное сочетание несложных геометрических форм с практичностью изделия. Проще говоря, мебель должна быть проста, максимально удобна в повседневной эксплуатации и гармонично дополнять интерьер любого помещения.

Разнообразие стилей и направлений в мебельном дизайне

Вслед за бурным развитием промышленных технологий в начале XX века, последовало не менее бурное развитие в искусстве, дизайне, архитектуре. На сцену вышли новые направления – конструктивизм, функционализм и множество других. Наиболее жизнеспособным оказался из них функционализм, который из области архитектуры, в последствие, распространился на многие другие направления – дизайн мебели и одежды, графику и др. Фактически именно этот стиль заложил основы современного дизайнерского искусства. Непосредственно на формирование и развитие функционализма оказали уже господствовавшие к тому времени футуризм и конструктивизм. От каждого из них новый стиль почерпнул лучшее – отказ от творческого наследия (шаблонов) и абстрактность форм.

Функционализм в дизайне мебели

Приоритетным для этого стиля становится создание максимально функциональных зданий и вещей. Появившийся в начале 20-х годов призыв «форму определяет функция» привел в ряды последователей функционализма многих сторонников и рационального стиля. Первичность функции над формой пропагандировалась такими известными архитекторами и дизайнерами, как Ш. Жаннере, В. Гропиусом, Мис ван дер Роэ, Х. Мейером и другими. Рассмотрим подробнее мэтров функционализма, оказавших огромное влияние на развитие этого направления на поколения вперед.

Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье

Во Франции ярым поклонником функционализма был Шарль Жаннере, более известный, как Ле Корбюзье. За короткий срок (1922-1932 гг.) им создано 26 строений, где он отразил всю суть архитектурного функционализма – новейшие бетонные растворы, большие окна, подвижные перегородки вместо классических дверей. От привычного понятия жилища ничего не осталось. Свое видение на современные дома он выразил в концепции «машина для жилья», которая подразумевала максимальную функциональность всех предметов в доме, в том числе и мебели. Мебель, по мнению Жаннере, должна расширять возможности каждого человека. Французский дизайнер предлагает необычные для своего времени образцы мебели – стальные столы и стулья, многосекционные шкафы и многое другое, что он продемонстрировал в выставочном зале «Эспри Нуво». Кроме оригинальных прозрачных столов на устойчивых металлических ножках, он выставляет на показ два вида кресел – комфортабельное и «с подвижной спинкой». Первое максимально простое по конструкции – в железном каркасе просто размещались несколько кожаных мягких подушек, обеспечивавших максимум комфорта. Второй образец имел регулируемую спинку, в качестве подлокотников использовались свободно вращающиеся кожаные ленты.

Дизайнерская кушетка от Ле Корбюзье

В конце 20-х годов, выполняя заказ фирмы «Тонет», он предложил еще три варианта своих необычных кресел, права, на производство которых находились у компании-заказчика. Эти кресла идеально вписывались в интерьеры огромных вилл с просторными помещениями и широкими окнами. Добился известности Ле Корбюзье и со своим шезлонгом, предусмотрев в его конструкции возможность, изменять высоту спинки, изгиб поверхности шезлонга (характерная S-образная форма позвоночника) и обеспечив конструкции максимальную устойчивость. В своих работах талантливый французский архитектор заложил такие детали, без которых невозможно представить интерьер современной квартиры – скрытое освещение, многофункциональные шкафы и многое другое.

Австрийский архитектор и дизайнер Йозеф Хоффман

Одним из родоначальников немецкого функционализма стал Йозеф Хоффман. Умело сочетая познания в области медицины и сопромата, в своей работе он руководствовался принципом «хорошая мебель должна способствовать расслаблению и отдыху, а плохая, наоборот, приводит к проблемам с позвоночником». Свою «машину для сидения» он разработал в 1908 году для друга, повредившего позвоночник. Корпус был выполнен из дерева, не имел обивки, а спинка позволяла фиксировать угол наклона в пяти позициях. Обкладывалось кресло специальными эргономичными подушками, позволяющими подолгу находиться в кресле неподвижно без последствий для кровотока. При необходимости кресло трансформировалось в удобный шезлонг.

Дизайнерская мебель Йозефа Хоффмана

Знаменитый архитектор и дизайнер Марсель Бройель

Среди работ еще одного представителя это стиля – Марсель Бройель – наиболее известным стало кресло «Василий» (в честь знаменитого художника Василия Кандинского). Отказавшись от деревянных материалов, дизайнер использовал гнутые стальные трубы. В качестве спинки автор использовал текстильные ленты, которые на первых моделях перекрещивались, а на более поздних версиях стали линейными, обеспечивая взаимную стабильность. Такая конструкция легко транспортировалась. Идею кресла из легкой стали в 60-х годах подхватили фирмы «Кассина» и «Тонет».

Дизайнерская мебель Марселя Бройеля

Немецкий архитектор и дизайнер Людвиг ван дер Роэ

В работах немца Людвига ван дер Роэ заложены основы интернационалистического направления, для которого характерны завершенность конструкции, точность геометрических очертаний, рационализм (даже в мелочах). Дополнением такого дизайна должна была стать и специально спроектированная мебель. Первые ее образцы он представил в конце 20-х годов. Стул из стальных трубок и стол со стеклянной поверхностью надолго стали образцом стиля, простоты и чистоты конструкции. Для другой выставки, уже в Испании, он подготавливает цельный мебельный ансамбль, центром которого становится стул «Барселона». Подобная металлическая мебель, разработанная на рубеже 20 и 30-х годов остается на пике популярности и в наши дни, активно выпускается европейскими и американскими мебельными компаниями.

Функционализм в дизайнерской мебели Людвига ван дер Роэ

Японский дизайнер и новатор Сори Янаги

Для японского дизайнера Сори Янаги характерно сочетание реалий функционализма с традиционным дизайном. Наиболее характерной для его творчества является работа «Бабочка», воплотившая в себе простоту конструктивных решений и четкость пропорций. Решения Янаги стали основой для современного японского дизайна. Простота во всех формах, тяга к естественному, максимальная функциональность – вот, что отличает японский стиль.

Аутентичная дизайнерская мебель Сори Янаги

Эволюция функционализма в современном мебельном дизайне

В настоящее время функционализм в мебельном дизайне отличают применение современных материалов, простота форм, минимум излишков, простор и воздушность конструкций. Эти качества до сих пор в полной мере эксплуатируются так или иначе современными дизайнерами мебели. Наследником функционализма становятся минимализм и hi-tech стилистика.

Эволюция функционализма мебели в минимализм

Cайт Modernus.ru использует файлы Cookie и другие современные технологии для вашего удобства и защиты персональных данных